
Отопительный котел на жидком топливе

Отопительный котел на жидком топливе — собирательный термин, объединяющий дизельные, мазутные котлы, а также котлы и воздухонагреватели на отработке — моторных, индустриальных, турбинных, гидравлических, трансмиссионных, маслах, маслах растительного, животного происхождения и их смесях. За исключением твердотопливных котлов, переделываемых в отопительные котлы на жидком топливе установкой монотопливных или мультитопливных горелок, иногда с блокировкой топочной камеры от прямого воздействия факела топливной горелки (см. видео модернизированного под жидкое топливо твердотопливного котла здесь), специализированный котел на жидком топливе имеет типовую конструкцию, включающую топочную камеру с дверкой, в которую интегрирована горелка и разветвленную сеть дымогарных каналов, смежных с теплообменником котла. Вместе с тем, конструктивно дизельные отопительные котлы на жидком топливе, котлы на отработке и мазутные котлы имеют некоторые различия:
-
в дизельных отопительных котлах на жидком топливе для снижения скорости уходящих газов и повышения эффективности теплообмена часто в дымогарных каналах устанавливают специальные турбуляторы, которые при использовании мазута или отработки удаляют;
-
мазутные котлы и специализированные котлы на отработке, как правило, выполняют с удобной для очистки формой дымогарных каналов и задней дверкой, облегчающей обслуживание.

Эффективность работы отопительного котла на жидком топливе определяется:
-
числом ходов (разветвленностью) дымогарных каналов, через стенки которых происходит теплообмен между сгоревшими газами и теплоносителем, подаваемым в контур отопления непосредственно или через буферный
бак-накопитель ; -
материалом теплообменника/дымогарных каналов, теплопроводность которого влияет на эффективность теплообмена; скоростью движения газов по дымогарным каналам (тягой) и общей площадью контакта отходящих газов со стенками дымогарных каналов, служащих стенками теплообменника;
-
теплотворной способностью и полнотой сгорания топлива;
Важно: На полноту сгорания влияет качество используемого топлива (степень очистки, химический состав, количество включений

Рис. Воздухозабор для получения
К- уходящие газы;
Л — всасываемый с улицы воздуз;
И З — внутренняя и наружная оболочка трубы соответственно.
Кроме того, в современных отопительных котлах на жидком топливе применяется автоматическая корректировка объемов подаваемого воздуха, температуры нагрева в баке преднагревателе топливной горелки, полуавтоматическое/автоматическое управление тягой в дымогарных каналах, а также общий контроль и управление работой котла и отопительной системой в целом дистанционно и удаленно по LAN, WLAN сетям через Интернет,
- качеством и эффективностью теплоизоляции наружного корпуса отопительного котла на жидком топливе; соответствием оптимальной мощности отопительного котла на жидком топливе тепловой мощности отопительной системы (при работе в диапазоне малых мощностей КПД отопительного котла на жидком топливе снижается);
- частотой и качеством работ по техническому обслуживанию отопительного котла на жидком топливе (очистка топочной камеры и дымогарных каналов от наслоений, ухудшающих теплообмен, очистка и регулировка электродов, форсуночного блока, очистка/замена фильтров топливного насоса, резервного бака
и т. д. ).
По факту работу котла на том или ином виде жидкого топлива (мазуте, дизельном топливе, печном топливе, керосине, отработанных маслах) определяет тип топливной горелки, которая может быть специализированной для работы на мазуте, отработке, дизельном топливе, газомазутной, газодизельной или мультитопливной. Мультитопливные горелки дают возможность перехода на разные виды жидкого топлива путем установки температуры нагрева в баке преднагревателя горелки для получения оптимальной для распыления вязкости топлива или топливной смеси.

Температура топлива в баке преднагревателе контролируется специальной платой блока управления, получающей данные с установленной в форсуночном блоке термопары.

Обычно в отопительных котлах на жидком топливе используются сравнительно недорогие, неприхотливые в работе и простые в обслуживании компрессорные горелки, специальные монотопливные с предустановленной температурой нагрева в баке преднагревателе или мультитопливные с регулируемой (плавно или ступенчато) температурой бака преднагревателя.

Рис. Типовая компрессорная топливная горелка, где
1 — высоковольтный преобразователь напряжения, подающий ток на электроды форсуночного блока;
2 — блок контроля и управления;
3 — регулятор давления воздуха;
4 — компрессор;
5 и 6 — манометры давления воздуха и топлива;
7 и 8 — индикаторы мощности и включения;
9 — зона коррекции поступающего в форсунку воздуха.

Рис. Типовая компрессорная горелка (вид со стороны форсуночного блока), где
1 — индикатор пламени;
2 — электродвигатель;
3 — форсуночный блок;
4 — сопло;
5 — электроды.
В промышленных моделях отопительных котлов на жидком топливе — мазутных котлах или котлах на отработке иногда применяют топливные горелки ротационного типа без бака преднагревателя, обеспечивающие эффективное распыление топливной смеси практически любой начальной вязкости (см. про ротационные топливные горелки здесь).
Компания «БиКомс Холдинг» реализует воздухонагреватели и отопительные котлы на жидком топливе — отработанных маслах ведущих производителей мира. Воздухонагреватели и водогрейные котлы на отработке «БиКомс Холдинг» комплектуются монотопливными и мультитопливными компрессорными горелками, позволяющими работать на смесях моторных, индустриальных, турбинных, гидравлических, трансмиссионных, маслах, маслах растительного, животного происхождения, дизельном топливе, печном топливе и мазуте.
Словарь Ecoheat рекомендует к ознакомлению