
Горелки на печном топливе
![]() | ![]() |
Рис. Горелки на печном топливе. |
На текущий момент целевой горелки на печном топливе серийного производства по факту не существует, что обусловлено рядом причин, ключевой из которых можно считать практическое отсутствие нормативно-правовых актов на производство печного топлива. Так в отличие от дизельных топлив и мазутов, нормируемых емким пакетом российских стандартов, или отработанных масел групп ММО, МИО, СНО, требования к которым регламентирует ГОСТ 21046-86 «Нефтепродукты отработанные. Общие технические условия», печное топливо выпускается производителями по своим техническим условиям, допускающим «изменения отдельных характеристик по согласованию с потребителем».Не было включено печное топливо и в технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», введенный в действие Постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 с изменениями от 25.09.2008, 30.12.2008 и 21.04.2010 гг., а потому для разработки целевой горелки на печном топливе de facto нет опорных (базовых) данных по основным характеристикам топлива – вязкости, плотности, теплоте сгорания, содержанию серы.
![]() | ![]() |
Рис. Горелка и котел на печном топливе. |
Важно: Для любой топливной горелки на жидком топливе – горелки на печном топливе, мазутах, отработанных маслах, дизельном топливе - показатель кинематической вязкости подаваемой в форсуночный блок жидкой фазы является ключевым, поскольку именно вязкость определяет качество распыления топлива, смешивания его с воздухом для горения и, соответственно, как полноту сгорания воздушно-топливной смеси, так и возможность самопроизвольного протекания процесса окисления (горения) (см. подробнее о специфике окисления (горения) жидкого топлива в этом материале).
Приводимые в сетевых публикациях значения вязкости печного топлива вызывают большие сомнения в достоверности, а разные производители печного топлива дают различные данные по вязкости своих продуктов, в целом формирующие интервалы кинематической вязкости от 6 до 8 и более сантистоксов (сСт) при температуре 55°С, и от 20 до 30 и более сантистоксов притемпературе 20°С. Учитывая регламентированную:
- ГОСТ 10585-99 «Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия» кинематическую вязкость флотских и топочных мазутов - 36,2сСт при температуре 50 °С для Ф5, 89 сСт при температуре 50 °С для Ф12, 59 сСт при температуре 80 °С для топочного марки 40 и 50 сСт при температуре 100 °С для топочного мазута марки 100;
- ГОСТ 305-82 «Топливо дизельное. Технические условия» кинематическую вязкость разных марок дизельного топлива - 3,0-6,0сСт для летнего, 1,8-5,0сСт для зимнего и 1,5-4,0сСт для арктического дизельного топлива при температуре 20°С;
- ГОСТ 21046-86 «Нефтепродукты отработанные. Общие технические условия» кинематическую вязкость разных групп отработанных масел – более 35 сСт при температуре 50°Сдля группы ММО (отработанные моторные масла (для авиационных поршневых, карбюраторных и дизельных двигателей), компрессорные, вакуумные и индустриальные масла), 5-35 сСтпри температуре 50°С для группы МИО (отработанные индустриальные масла и рабочие жидкости для гидросистем, газотурбинные, приборные, трансформаторные и турбинные масла) (кинематическая вязкость группы СНО не нормируется – нефтяные промывочные жидкости, масла, применявшиеся при термической обработке металлов, цилиндровые, осевые, трансмиссионные масла, масла для прокатных станов, масла, извлекаемые из отработанных нефтяных эмульсий и их смеси), можно сделать вывод, что по кинематической вязкости печное топливо находится между летним дизельным топливом и флотскими мазутами или отработанными маслами группы ММО, но ближе по показателям к отработанным маслам группы МИО. А значит горелки на печном топливе по формированию оптимальных способа организации процесса сгорания, способа распыления жидкой фазы и способа формирования воздушно-топливной смеси (см. этот материал) должны быть аналогами горелок на отработанных маслах (см. здесь и этот материал).
Горелки на отработке и мазутные горелки, как горелки на печном топливе.
![]() | ![]() |
Рис. Горелка на печном топливе. |
Достаточно высокая кинематическая вязкость печного топлива определяет возможность эффективного распыления жидкой фазы преимущественно с помощью вентиляторно-компрессорных горелок с предварительным разогревом топлива до температур более 70 и более градусов Цельсия (монотопливные и мультитопливные горелки на отработанном масле), или мазутных ротационных горелок типа РМГ (см. видео ротационных горелок в этом материале), механических типа ГМГм, паромазутных/паромеханических типа ГМП, пневматических (компрессорных) типа НГМГ (см. подробнее о мазутных горелках в этом материале). Т.е. по факту сегодня горелки на печном топливе это монотопливные горелки на отработке и мультитопливные горелки на жидком топливе с баком преднагревателем, или мазутные, в том числе газомазутные горелки, имеющие возможность раздельного сжигания природного газа и высоковязких топлив.
![]() | ![]() |
Рис. Горелка на печном топливе. |
При выборе горелки для печного топлива нужно учитывать, что паромазутные/паромеханические мазутные горелки работают с генератором пара и паропроводами, ротационные мазутные горелки сложные в конструкции, эксплуатации и дорогие. В то же время вентиляторно-компрессорные монотопливные горелки на отработке и мультитопливные горелки на жидком топливе с баком преднагревателембюолее доступны по цене, а мультитопливные горелки позволяют при минимуме регулировок оперативно переходить с печного топлива на сжигание других типов жидкого топлива – дизельных топлив разной вязкости, отработанных масел и мазутов.
Компания «БиКомс Холдинг» предлагает своим соотечественникам универсальные и целевые водогрейные котлы и воздухонагреватели на отработке, а также монотопливные горелки на отработанных маслах и мультитопливные горелки, работающие на дизельном, печном топливе, керосине и отработке. Любая мультитопливная горелка «БиКомс Холдинг» может быть использована в качестве горелки на печном топливе, а также оперативно переведена на сжигание отработанных масел – наиболее экономичного на текущий момент энергоносителя для автономных систем отопления (см. теплотехнические и экономические расчеты отопления жилого дома котлами на разных видах/типах топлива в Москве здесь).
Словарь Ecoheat рекомендует к ознакомлению